В рамках Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года предусмотрены три сценария развития нашего города, учитывающие влияние различных внешних и внутренних факторов:

      1. Консервативный сценарий развития
      2. Умеренно-оптимистичный сценарий развития
      3. Инновационный сценарий

Все три сценария при этом предполагают сохранение следующих условий:

      •       Дальнейшее усиление позиций России на международной арене;
      •       Сохранение относительной политической стабильности и общественного спокойствия в России;
      •       Замедление темпов роста мировой и российской экономики;
      •       Сохранение на относительно высоком уровне мировых цен на основные товарные группы российского экспорта (нефть, газ);
      •       Отсутствие масштабных природных и техногенныхсвязанных с технической и технологической деятельностью людей  катастроф глобального характера.

1. Консервативный сценарий развития

Консервативный сценарий развития основан на предположении о малозаметном развитии экономики Санкт-Петербурга и сохранении сложившихся подходов к управлению городским хозяйством. В социальной и экономической сферах будут преобладать тенденции, сложившиеся в посткризисный период: замедляющиеся темпы экономического роста и постепенное уменьшение инвестиционного потока и уровня благосостояния жителей.

По данному сценарию снижение темпов экономического роста приведет к снижению темпов роста численности населения Санкт-Петербурга. Будет наблюдаться увеличение плотности застройки, что приведет к ухудшению качества городской среды.

Подробнее

Данный сценарий развития предполагает некоторое ухудшение внешних факторов и условий развития Санкт-Петербурга, консервацию подходов к его управлению, связанных с необходимостью обеспечения минимальных государственных социальных стандартов в условиях сокращения ресурсной финансовой базы. Данный сценарий не включает каких-либо революционных изменений в развитии города. Предполагается сохранение невысоких темпов экономического роста, структурной перестройки производственного комплекса, умеренной инновационной активности, некоторое снижение конкурентных позиций города на внешних рынках. После завершения переходного этапа членства России в ВТО и снижения импортных пошлин многие петербургские предприятия столкнутся с проблемами падения конкурентоспособности.

В территориальных аспектах развития города будут по-прежнему преобладать экстенсивные подходы. Не удастся решить проблемы, препятствующие переходу к эффективному управлению размещением производственных, общественно-деловых, жилых и иных объектов на территории, из-за несоответствия темпов развития социальной, энергетической и инженерно-транспортной инфраструктур потребностям экономики и населения. Не удастся преодолеть действие негативной тенденции снижения эффективности использования территории, и нарастания проблем с качеством жизни населения, проживающего в расширяющихся периферийных районах Санкт-Петербурга.

Медленные темпы изменения структуры использования земель приведут к увеличению плотности застройки, сокращению общественных пространств. Немалая часть новых предприятий и строящегося жилья будет размещаться на территории прилегающих к городу районов Ленинградской области. Увеличение плотности застройки приведет к ухудшению качества городской среды. Вместе с невысоким экономическим ростом и сокращением спроса на рабочую силу, это приведет к снижению миграционной привлекательности города, что негативно скажется на его демографических показателях. В соответствии с консервативным сценарием сохранится статус-кво по вопросам территориального развития, консервирующее перечень существующих проблем Санкт-Петербурга в этой сфере и катализирующее их нарастание.

По консервативному сценарию с учетом сложившихся тенденций, дальнейшей реализации мер по снижению смертности и стимулированию рождаемости, а также привлечению мигрантов ожидается рост численности постоянного населения. Число жителей Санкт-Петербурга может возрасти до 5,4 млн. чел. в 2020 г. и 5,5 млн. чел. в 2030 г. Небольшой естественный прирост населения будет наблюдаться только в среднесрочной перспективе, в дальнейшем, из-за старения населения, смертность будет немного превышать рождаемость. Рост населения будет обеспечиваться за счет положительного сальдо миграции. При этом миграционный приток населения будет замедляться. В связи со старением населения и сокращением миграционного потока, доля занятого в экономике населения в общей численности жителей Санкт-Петербурга снизится с 50,9% в 2012 г. до немногим менее 47,7% в 2030 г.

Среднегодовые темпы роста ВРП составят 3,2-3,5% в среднесрочной перспективе (2014-2018 гг.) с замедлением до 3-3,2% в долгосрочной перспективе (2019-2030 гг.). В 2030 г. объем ВРП может увеличиться в 1,8 раза по сравнению с результатом 2012 г. в сопоставимых ценах. Сложная ситуация сохранится в инвестиционной сфере. В среднесрочной перспективе здесь будет наблюдаться небольшой восстановительный рост после «провалов» 2009 г. и 2011-2012 гг. Среднегодовые темпы роста инвестиций в основной капитал в период 2014-2018 гг. составят 3-3,2%. В последующие периоды темпы роста инвестиций несколько возрастут – до уровня 3,5-3,8% в среднем в год. При реализации данного сценария, в 2030 г. объем инвестиций в основной капитал может возрасти в 1,9 раза по сравнению с результатом 2012 г. в сопоставимых ценах. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП составит к 2030 г. около 16%. Объем прямых иностранных инвестиций может возрасти к 2030 г. до 1,5 млрд. долл.

Из-за достаточно жесткой денежно-кредитной политики, ограничений увеличения тарифов на продукцию естественных монополий, невысоких темпов экономического роста и совокупного спроса на рынке произойдет дальнейшее замедление инфляционных процессов. Темпы роста реальных денежных доходов населения не превысят 3% в среднегодовом исчислении.

2. Умеренно-оптимистичный сценарий развития

Умеренно-оптимистичный сценарий исходит из повышения эффективности использования всех видов имеющихся у города ресурсов. Ставка будет сделана на привлечение в Санкт-Петербург инвестиционного потока, который будет способствовать поддержке традиционных и перспективных видов экономической деятельности.

Умеренное увеличение темпов экономического роста и инвестиционного потока позволит преодолеть негативные посткризисные тенденции, в том числе и в социальной сфере.

В долгосрочной перспективе ожидается сокращение потока мигрантов, что будет связано со снижением потребности в неквалифицированной рабочей силе.

Подробнее

Данный сценарий развития предполагает сохранение в целом благоприятных внешних факторов и условий развития Санкт-Петербурга. Сценарий подразумевает активные меры инвестиционной и инновационной политики, совершенствование системы государственного управления, более сбалансированную политику в области территориального развития, налаживание конструктивного взаимодействия с властями Ленинградской области. Реализация данного сценария, в сравнении с консервативным вариантом, предусматривает ускорение темпов экономического роста. Среднегодовые темпы роста ВРП по этому варианту в среднесрочной перспективе прогнозируются на уровне около 3,5-4%, с последующим ростом — до 4,5-5,5%.

Реализация умеренно-оптимистичного и инновационного сценариев предполагает существенные позитивные изменения в параметрах городской среды и в вопросах территориального развития. Формирование и внедрение новых принципов территориального развития Санкт-Петербурга позволит достичь роста эффективности использования ресурсов территорий. При этом умеренно-оптимистичный сценарий развития города может рассматриваться лишь как этапный период на время внедрения новых принципов территориального управления. С учетом планируемых условий реализации умеренно-оптимистичного сценария возможна только промежуточная реализация целей территориального развития города.

Умеренно-оптимистичный сценарий предусматривает средние, но стабильные темпы экономического роста и сбалансированное, поступательное улучшение структуры производственного комплекса. Темпы экономического развития уже не будут такими высокими, как в так называемые «тучные годы» (2004-2007 гг.). В 2030 г. объем ВРП может увеличиться в 2,2 раза по сравнению с результатом 2012 г. в сопоставимых ценах.

Ускорение темпов развития экономики города потребует адекватного обеспечения отраслей трудовыми и инвестиционными ресурсами. В результате этого удастся поддерживать существенное положительное сальдо миграции в среднесрочной перспективе. Однако в долгосрочной перспективе приток мигрантов начнет сокращаться в результате некоторого падения спроса на малоквалифицированные трудовые ресурсы, вызванного ростом производительности труда, прекращением опережающих темпов роста зарплат и внедрением результатов технологической модернизации. По умеренно-оптимистичному сценарию число жителей Санкт-Петербурга в среднегодовом исчислении возрастет до 5,5 млн. чел. в 2020 г. и 5,8 млн. чел. в 2030 г. Доля занятого в экономике населения составит на конец 2030 г. около 48,6% от общей численности жителей Санкт-Петербурга. Среднегодовые темпы роста реальных денежных доходов населения будет колебаться в пределах 3,3-3,5% в среднегодовом исчислении.

В рамках умеренно-оптимистичного сценария прогнозируется положительная динамика инвестиционной деятельности. По итогам 2014-2015 гг. ожидается восстановление положительной динамики инвестиционного процесса. Основная часть инвестиций будет вкладываться в предприятия и проекты в сферах развития транспортной инфраструктуры, обновления производственной базы промышленных предприятий, потребительского рынка, управления недвижимостью, образования и здравоохранения. В период 2014-2018 гг. ожидается восстановительный (после спада 2009 г. и 2011-2012 гг.) рост объемов инвестиций на уровне 6-7% в среднем в год, в дальнейшем темпы роста снизятся до 5-5,4%. К концу 2030 г. объем инвестиций увеличится по сравнению с 2012 г. в 2,6 раза (в ценах 2012 г.). Отношение суммы инвестиций в основной капитал к объему ВРП в 2030 г. составит около 20%. Поступление прямых иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга может возрасти до 3,9 млрд. долл. в год.

3. Инновационный сценарий

Инновационный сценарий развития, принятый к качестве основного в рамках реализации Стратегии, предполагает переход на инновационный путь развития на фоне увеличения темпов экономического роста и инвестиционного потока.

Ожидается увеличение числа жителей Санкт-Петербурга. Приток населения будет вызван ускорением темпов экономического роста, увеличением рынка труда и изменениями городской среды.

Подробнее

Инновационный сценарий основан на максимальном раскрытии потенциала стратегического развития Санкт-Петербурга, эффективном использовании человеческого капитала, сбалансированном развитии территорий, реализации новых подходов к управлению городом. Данный сценарий исходит из предпосылок роста глобальной конкурентоспособности Санкт-Петербурга на мировом рынке за счет формирования мощного сектора экономики знаний и перехода на инновационный путь развития. Он содержит базовые элементы умеренно-оптимистичного сценария в сочетании с существенным притоком капитала, активизацией развития социальной сферы, более эффективным использованием ресурсов, наращиванием параметров человеческого капитала и повышением роли инноваций.

В рамках инновационного сценария ожидается преодоление негативных тенденций, связанных с замедлением экономического роста, существенное возрастание сумм привлекаемых инвестиций, увеличение объемов производства и доходов населения. Ключевым фактором развития города станут инновации. Наиболее высокими темпами будут развиваться наукоемкие и высокотехнологичные сектора экономики.

В качестве основного сценария долгосрочного развития Санкт-Петербурга, в соответствии с параметрами которого будут определены количественные значения целевых ориентиров, закладываемых в Стратегию, принят инновационный сценарий.

Вероятность реализации инновационного сценария основывается на предположениях о сохранении, в целом, благоприятной ситуации во внешней по отношению к Санкт-Петербургу среде. Развитию Санкт-Петербурга в долгосрочной перспективе должны способствовать такие сложившиеся во внешней среде факторы и условия, как дальнейшее усиление геополитических позиций России на международной арене и сохранение в стране относительной политической стабильности и общественного спокойствия. К числу важных внешних факторов и условий также относятся: прекращение замедления темпов роста мировой и российской экономики, сохранение на относительно высоком уровне мировых цен на основные товарные группы российского экспорта, отсутствие масштабных природных и техногенных катаклизмов глобального характера.

Возможность успешной реализации инновационного сценария исходит из ряда предположений о минимально допустимых параметрах состояния внешней среды. В связи с этим, вводятся следующие допущения. В период 2014-2030 годов среднегодовые темпы роста российской экономики составят не менее 2,5-3%, мировые цены на российские сорта нефти будут не ниже 90 долл. за баррель, а на природный газ не ниже 300 долл. за тыс.куб.м (в ценах 2010 года). Темпы увеличения реальной заработной платы будут немного выше экономического роста, Россия будет придерживаться модели социального государства. Кризисные сценарии, связанные с обвалом цен на мировых рынках сырьевых ресурсов, резким снижением физических объемов российского экспорта, введением против России международных санкций, развертыванием масштабных военных конфликтов, возникновением техногенных или экологических катастроф глобального характера, в Стратегии не рассматриваются.

Успешная реализация Стратегии (по инновационному сценарию) возможна на основе:

Улучшения параметров человеческого капитала

Повышение качества образования, улучшение медицинского обслуживания, сохранение высокого уровня рождаемости, снижение смертности, в том числе мужчин трудоспособного возраста, хорошая доступность учреждений культуры, физической культуры и спорта.

Повышения роли экономики знаний

Активизация инновационных процессов, создание новых высокотехнологичных производств, техническое перевооружение и модернизация действующих предприятий, повышение роли наукоемких и высокотехнологичных секторов экономики, модернизация профессионального образования.

Экономика знаний – это экономика, основанная на интенсивном и эффективном использовании знаний.        Леонид Гохберг, Заслуженный деятель науки Российской Федерации

Улучшения инвестиционного климата

Более эффективное использование финансовых ресурсов, формирование благоприятного делового климата, проведение разумной тарифной политики, использование выгодного геополитического положения и факторов территориального развития, наличие подготовленных производственных площадок и индустриальных парков, хорошая обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами.

Перехода к сбалансированному пространственно-территориальному развитию

Переход к управляемому сбалансированному развитию территорий города, улучшение состояния исторического центра города, трансформация старых промышленных зон с рекультивацией земель и их современной застройкой.

Реализации новых подходов к государственному управлению развитием города

Облегчение административных процедур, повышение эффективности бюджетных расходов, улучшение качества городской среды, формирование новой системы государственного планирования.

Прогноз основных количественных параметров трех сценариев социально-экономического развития Санкт-Петербурга:

Среднегодовая численность постоянного населения

млн чел.

1-dev

Доля занятого в экономике населения в общей численности постоянного населения

процентов

Увеличение объема инвестиций в основной капитал в сравнении с 2012 г.

 (в сопоставимых ценах), раз

Прямые иностранные инвестиции

млрд долл. США

Увеличение ВРП в сравнении с 2012 г.

(в сопоставимых ценах), раз

Основные показатели прогноза развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года

N п/п
Наименование показателя, единица измерения
Отчет
Прогноз (инновационный сценарий)
2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2020 год 2025 год 2030 год
I Население
1 Численность постоянного населения (среднегодовая), тыс.чел. 4866,0 4926,3 4990,6 5080,0 5541,0 5728,0 5870,0
1.1 Темпы роста, процентов к предыдущему году 101,0 101,2 101,3 101,8 100,8 100,7 100,9
2 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 72,1 73,1 73,4 73,6 76,9 77,5 78,0
II Труд и занятость
3 Численность занятых в экономике, среднегодовая (по методологии трудового баланса), тыс.чел. 2466,3 2500,9 2530,4 2805,5 2966,9 3089,1 3174,2
4 Уровень безработицы (по методологии МОТ), процентов 2,6 2,0 1,1 1,5 1,7 1,9 1,9
III Валовой региональный продукт
5 Валовой региональный продукт (ВРП), млрд руб. 1699,5 2091,9 2292,0 2599,7 (оценка) 5310,5 8570,0 14000,0
5.1 Индекс физического объема, процентов к предыдущему году 105,5 108,3 104,3 103,2 (оценка) 105,2 106,0 107,0
5.2 Индекс-дефлятор, процентов 107,5 112,5 105,1 109,9 105,0 103,8 103,0
IV Инвестиции
6 Объем инвестиций в основной капитал, млрд руб. 401,5 360,4 351,9 366,9 982,7 1750,0 3000,0
6.1 Индекс физического объема, процентов к предыдущему году 113,9 87,1 92,6 100,3 106,5 107,0 107,4
6.2 Индекс-дефлятор, процентов 105,5 103,0 105,5 106,3 105,2 103,8 103,2
7 Иностранные инвестиции, всего, млрд долл. США 5,2 6,1 10,8 13,4 15,2 15,5 17,0
7.1 В т.ч. прямые иностранные инвестиции, млрд долл. США 0,5 1,1 0,9 1,4 3,9 4,3 5,4
V Промышленность
8 Объем промышленного производства, млрд руб. 1448,5 1891,1 2222,1 2313,4 4550,0 7250,0 11120,0
9 Индекс промышленного производства, процентов к предыдущему году 109,4 113,3 104,1 98,8 103,0 105,0 104,5
VI Строительство
10 Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», млрд руб. 381,0 367,5 353,1 349,6 638,2 975,5 1480,0
10.1 Индекс физического объема, процентов к предыдущему году 107,2 91,8 94,9 95,3 105,5 105,3 105,5
10.2 Индекс-дефлятор, процентов 104,3 105,1 101,2 103,9 103,4 103,2 102,8
11 Ввод общей площади жилья, млн кв.м 2,7 2,7 2,6 2,6 3,7 3,9 4,1
12 Обеспеченность общей площадью жилья, кв.м/чел. 23,0 23,3 23,8 24,1 27,0 31,0 35,0
VII Потребительский рынок
13 Оборот розничной торговли, млрд руб. 685,1 742,1 844,8 946,7 1884,0 2900,0 4200,0
13.1 Индекс физического объема, процентов к предыдущему году 106,0 100,5 108,2 105,9 106,3 105,4 104,5
13.2 Индекс-дефлятор, процентов 106,7 107,8 105,2 105,8 104,1 103,8 102,8
VIII Денежные доходы населения
14 Денежные доходы населения, млрд руб. 1449,6 1541,1 1664,1 1944,6 3199,4 4715,6 6691,8
15 Среднедушевые денежные доходы населения, тыс.руб. в среднем в месяц 24,8 26,1 27,8 31,9 48,3 68,7 95,0
16 Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, процентов 8,8 9,1 9,0 8,9 8,4 8,2 8,0