Георгий Полтавченко: «Мы видим, что городу не хватает единого механизма нормативно-правового регулирования инновационной деятельности. Нужны изменения в Закон «Об основах научно-технической политики Санкт-Петербурга», и соответствующий законопроект уже подготовлен»

В преддверии VIII Петербургского международного инновационного форума, который пройдет 7-9 октября в новом конгрессно-выставочном центре «Экспофорум», в эксклюзивном интервью изданию «Эксперт С-З» губернатор СПб Георгий Полтавченко рассказал об участии Санкт-Петербурга в Национальной технологической инициативе (НТИ), корректировке городской инновационной политики, а также поддержке спроса на создаваемую в регионе инновационную продукцию

– Георгий Сергеевич, НТИ – это программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году, предполагающих выход российских компаний на еще только формирующиеся рынки – вроде беспилотных летательных аппаратов и возобновляемой энергетики. Позволяет ли уровень развития инновационной инфраструктуры Санкт-Петербурга ставить перед собой такие задачи уже сейчас? 

– С Национальной технологической инициативой Санкт-Петербург связывает большие надежды. Принимая стратегию экономического и социального развития города, мы, что называется, «думали в ту же сторону». Только у нас в качестве рубежа для перехода к «экономике знаний» обозначен 2030 год, а у авторов НТИ контуры «предпочитаемой реальности» датируются 2035 годом.

Но главное – в другом. Национальная технологическая инициатива – это реальный шанс для Санкт-Петербурга превратить наши потенциальные драйверы роста в реальные, способные прибавлять по 15-20% в год и тащить за собой остальных отрасли и сектора экономики. Обратите внимание: когда создатели НТИ определяли критерии выбора новых, наиболее перспективных рынков, они думали не только о том, что будет востребовано в мире 20 лет спустя, а еще и о том, где и что Россия имеет сегодня, чтобы завтра завоевать значимую долю рынка. И поддерживаться государством в первую очередь будут как раз такие «ростки». А у Петербурга, с нашим научно-техническим потенциалом, исследовательскими традициями, научными школами и уникальным человеческим капиталом, по многим направлениям, обозначенным в НТИ, сегодня есть и хорошие наработки, и крепкие, признанные на международном уровне позиции.

На том же рынке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) наши предприятия уже давно присутствуют. В разработке и конструировании БПЛА преуспели петербургские компании «Транзас» и «Радар ММС». Причем «Радар ММС» разработал целую линейку мониторинговых комплексов с малогабаритными беспилотными вертолетами. Их взлетная масса колеблется в пределах от 6 до 500 кг, а масса принимаемой на борт аппаратуры – от 0,5 до 180 кг. Есть результаты у города и в сегменте, связанном с новыми экономичными источниками энергии. Так, ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН сегодня создает литий-ионные аккумуляторы и батареи нового поколения с применением новых материалов. Продукты, изготавливаемые по технологиям ФТИ, смогут достойно конкурировать на рынке накопителей электрической энергии, объем которого уже сейчас превышает 10 млрд долларов.

– Как вы считаете, стоит ли Петербургу до начала конкретной работы по реализации НТИ построить конкурентную по мировым меркам инновационную экосистему?

– Однажды я уже цитировал фразу Стива Джобса: «Инновация не имеет ничего общего с тем, сколько у вас долларов на научно-исследовательскую работу». На мой взгляд, неправильно сводить государственную поддержку инноваций к одним только бюджетным субсидиям или механически зацикливаться на создании неких структур, которые где-то когда-то хорошо себя проявили. Мы сейчас не в той ситуации, чтобы долго что-то выстраивать. Надо, во-первых, быстро разобраться, что мешает исследователям, разработчикам и представителям бизнеса, какие барьеры необходимо снять, – кстати, такую задачу поставил Президент России в послании Федеральному Собранию 2014 года. А во-вторых, понять, каких элементов не хватает в работающей сегодня системе – и оперативно их добавить.

Примерно так мы и действуем. Сегодня структура поддержки инноваций в Санкт-Петербурге – одна из лучших среди всех российских городов. Организаций инновационной инфраструктуры у нас более 50, в том числе восемь бизнес-инкубаторов, восемь технопарков, восемь центров коллективного пользования, пять инжиниринговых центров, шесть венчурных и инвестиционных фондов, а также федеральные институты развития. Но, например, недавно стало понятно, что городу необходим свой Центр прототипирования. Санкт-Петербург подал заявку, Минэкономразвития РФ ее одобрил. Центр откроется в бизнес-инкубаторе «Ингрия», и уже в этом году его услугами смогут воспользоваться до 50 стартапов из различных сфер деятельности.

– Согласно недавнему рейтингу инновационного развития регионов (подготовленному Высшей школой экономики) в Санкт-Петербурге сложились хорошие социально-экономические условия инновационной деятельности, высокий научно-технический потенциал и инновационная активность, но при этом низкое качество инновационной политики. Согласны ли вы с такой оценкой экспертов? 

– Я признателен экспертам ВШЭ за то, что они уже не первый год подряд включают Санкт-Петербург в группу лидеров инновационного развития вместе с Москвой, Татарстаном и Калугой. Интересно, что примерно так же выглядит группа лидеров другого рейтинга, который составляет Ассоциация инновационных регионов России при участии Фонда Бортника. Думаю, это свидетельство объективности выставленных оценок.

С плюсами, я конечно, согласен. О высоком потенциале нашего города, хороших условиях для инноваций и высокой активности говорят не только эксперты, но и число заявок на гранты, которые регулярно подают петербуржцы по программам институтов развития (Фонд предпосевных инвестиций РВК, НО «ФППИ», фонд «Сколково» и т.д.). Только в первом полугодии 2015 года гранты из Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере получили 17 петербургских компаний на общую сумму более 150 млн рублей. Почти в полтора раза выросло число заявок на конкурс правительства Санкт-Петербурга «Лучший инновационный продукт» с призовым фондом 5 млн рублей. В рамках нынешнего Петербургского международного инновационного форума состоится награждение его победителей.

Что касается инновационной политики города, то она базируется на Стратегии-2030. Одна из 17 государственных программ Санкт-Петербурга, принятых во исполнение стратегии, – это госпрограмма по развитию промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса на 2015-2020 годы. Она предусматривает целый комплекс мер по пяти направлениям инновационного развития: стимулирование создания и выпуска высокотехнологичной инновационной продукции; защита прав интеллектуальной собственности; стимулирование спроса; содействие развитию кластеров; содействие внедрению композиционных материалов, конструкций и изделий из них.

Все направления достаточно подробно проработаны и обеспечены финансированием. Я считаю, что у нас есть хорошая и прочная основа. Которую мы, конечно же, будем развивать.

– Какие вы видите возможности для повышения качества инновационной политики?

– Сегодня мы видим, что городу не хватает единого механизма нормативно-правового регулирования инновационной деятельности. Нужны изменения в Закон «Об основах научно-технической политики Санкт-Петербурга». Соответствующий законопроект уже подготовлен, он поможет разграничить полномочия правительства и Законодательного Собрания в сфере инноваций, а также установит формы государственной поддержки субъектов инновационной деятельности. Кстати, при разработке документа был использован успешный опыт других регионов РФ, а также инициативы и предложения Экспертного сообщества Санкт-Петербурга. Надеемся принять новую редакцию закона до конца этого года.

Повысить эффективность нашей инновационной политики призвано и вступление Санкт-Петербурга в Ассоциацию инновационных регионов России (АИРР). Мы давно присматриваемся к АИРР, отслеживаем ее рейтинги и сейчас решаем вопрос о вхождении в ассоциацию. Наши эксперты считают, что такой шаг будет способствовать успешному трансферу технологий с 14 регионами, состоящими в АИРР. Кстати, эти регионы высоко оценивают помощь АИРР в анализе плюсов и минусов инновационного развития. Сводные данные ассоциации и ее эксперты помогут нам лучше подготовиться к разработке стратегии инновационного развития Санкт-Петербурга, которую мы планируем начать в 2016 году.

Большие резервы остаются и в просветительской работе. Инновационное развитие нельзя поддерживать только на уровне отношений бизнеса с государством. Нужна популяризация науки среди молодежи, популяризация инженерных профессий, поддержка науки и техники в рамках дополнительного образования для детей школьного и дошкольного возраста. Необходимо развивать кружки технической направленности, нужны экскурсии на предприятия с новым технологическим укладом, а также пропаганда технических достижений петербургских предприятий, рассказы об успешно реализованных инновационных проектах.

– В Санкт-Петербурге существует большое количество инновационных проектов, но на них не всегда есть спрос. Государственные и частные компании часто не рассматривают инновации как конкурентное преимущество. Кто же должен обеспечивать спрос на инновационную продукцию – бизнес или государство? Какова роль государства в создании спроса на инновации? 

– Я считаю, что противопоставления здесь излишни. Государственный подход должен состоять в том, чтобы у крупного бизнеса стимулировать спрос на инновации, а если надо – то и понуждать к инновациям. А среднему и малому бизнесу необходимо создавать условия, помогая молодым компаниям выйти на рынок.

Меры по стимулированию спроса на инновации могут быть самыми разными. В Санкт-Петербурге есть и финансовая, и юридическая, и консультационная, и прочие виды поддержки. Важным традиционным элементом остаются субсидии на возмещение части затрат, связанных с проведением НИОКР и защитой результатов интеллектуальной деятельности. В 2015 году мы расширили перечень и начали субсидировать затраты по оплате труда инженерно-технических работников инженерно-технических служб, выполняющих НИОКР.

Порой даже крупным предприятиям больше дает поддержка информационная – когда город помогает рассказать о новинках и достойно представить инновационный продукт. Есть интересные примеры, как заказчики и поставщики инновационных разработок находили друг друга с помощью созданного нами портала «Инновационный Петербург». Сейчас на этой электронной площадке зарегистрировано порядка 147 объектов инновационной инфраструктуры, 757 промышленных предприятий и 60 вузов. Мы надеемся, что схожим образом, но уже в масштабах России, будет работать и открывшийся в сентябре в Санкт-Петербурге Центр импортозамещения и локализации. Это первая коммуникационная площадка, где налаживается взаимодействие производителей, поставщиков и заказчиков. В задачи центра входит продвижение отечественных продуктов, поиск новых форм взаимодействия и новых рынков сбыта как в России, так и за рубежом.

(с) Эксперт Северо-Запад

Добавить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать следующиен HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

очистить формуОтправить