Круглый стол «Роль науки, профессионального образования и инноваций в развитии Санкт-Петербурга. Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 г.» прошел в ФБУ «Тест-С.-Петербург». Это событие состоялось в рамках Недели науки и профессионального образования Санкт-Петербурга и Х Санкт-Петербургского конгресса «Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке».

О важности поднятой проблемы и интересе к ней свидетельствовал представительный состав участников, в числе которых были академики с мировыми именами, руководители вузов, научно-исследовательских институтов, представители администрации и Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, всего более 60 человек.

Актуальность поднятых тем подтвердил и тот факт, что Неделю науки и профессионального образования, впервые организованную в Петербурге в 2015 г. и прошедшую с большим успехом, было решено провести и в нынешнем.

«Мы заложили новую традицию нашего города и укрепили его позиции как одного из крупнейших научно-образовательных центров России», – констатировал председатель Комитета по науке и высшей школе Андрей Максимов. Особо он выделил роль проводимого в ФБУ «Тест-С. – Петербург» круглого стола, который, по его мнению, стал одним из важнейших консолидирующих событий Х Санкт-Петербургского конгресса «Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке».

Эффективное взаимодействие

Петербург – и это неоспоримый факт – один из лидеров в области образования, науки и инноваций. С другой стороны, наш город – один из крупнейших промышленных центров. И это значит, что решение проблем социально-экономического развития напрямую зависит от их эффективного взаимодействия.

Наука обогащает образование новыми знаниями, разрабатывает прогрессивные методы обучения. А образование служит источником, питающим науку молодыми кадрами. И только благодаря ускоренному развитию науки и образования возможны разработка и эффективное применение различных инновационных проектов и программ. Тем более что в нашем городе имеются для этого все необходимые условия.

По словам Андрея Максимова, сегодня в Петербурге работает более 300 организаций, выполняющих научные исследования и разработки. Кадровый потенциал науки и профессионального образования составляет более 153 тыс. человек. Он отметил, что, по данным Минобрнауки за 2015 г. Петербург занимает первое место в стране по числу иностранных студентов, обогнав даже Москву. «Это подтверждает качество, которое дают петербургские вузы, ведь иностранец просто так не поедет и не будет тратить свои кровные деньги», – подытожил Андрей Максимов. Он рассказал, что сейчас в Петербурге идет актуализация Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 г. «И очень важно, чтобы сферы науки и профессионального образования в этом документе были еще более усилены. Это позволит создать экономику знаний и выполнить главную задачу стратегии – повышение качества жизни человека».

О том, каких успехов на этом пути добился город, рассказала председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Елена Ульянова. По ее словам, за последние 9 месяцев зарплата выросла на 10%, увеличились инвестиции в основной капитал (их рост составил 7%), растет и промышленность – плюс 4%. Практически полностью выполнены майские указы президента РФ.

Основной капитал

Сегодня задача взаимодействия образовательной, научной и инновационной деятельности стоит особенно остро. По оценке академика РАН Абела Аганбегяна, последние 2 года в России наблюдается период стагнации. И для выхода на экономический рост необходимо выполнить несколько задач, в числе которых замена устаревшего оборудования, износ которого составляет около 50%, внедрение новых технологий, модернизация производства. «Однако без человека труда все это мертво, поэтому вложения средств в человеческий капитал на 80% определяют будущее», – заявил он, подчеркнув, что главное внимание необходимо уделять «экономике знаний». Он напомнил слова президента РФ Владимира Путина, который призывал к поиску новых источников экономического роста.

По мнению Абела Аганбегяна, существует пять направлений. Это технологическое обновление производства, ввод новых мощностей и предприятий, в том числе инновационных, создание современной транспортно-логистической инфраструктуры, удвоение объемов жилищного строительства и, последнее по перечислению, но не по значимости, это вложения средств в экономику знаний.

Солидарен с ним и заместитель директора института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, академик РАН Борис Порфирьев. Подчеркнув ведущую роль образования и науки, он отметил, что только три четверти работ соответствуют нуждам Петербурга. И призвал соискателей научных степеней активнее использовать отечественный исторический опыт с акцентом на сегодняшний день.

Инженер звучит гордо

«Сегодня мы не можем добиваться инноваций без связи науки и образования, потому что только эта триада – наука-образование-инновации позволяет решить вопрос с производством инновационной продукции», – сказал генеральный директор ФБУ «Тест-С. Петербург», академик РАН, сопредседатель Экономического совета при губернаторе Санкт-Петербурга Владимир Окрепилов. Также он отметил, что в семи из 17 государственных программ, которые направлены на реализацию Стратегии 2030, предусмотрена поддержка науки. Это премии за выдающиеся результаты, конкурсы инновационных проектов, предоставление грантов в научной и научно-технической деятельности, поддержка малых инновационных предприятий и технологичных производств и т. д.

Вопросам повышения качества жизни и развития «экономики знаний» сегодня уделяют повышенное внимание авторы стратегических программ развития России, ее экономики и науки.

Наука – это главная движущая сила экономики, – к такому выводу пришли участники Круглого стола. В своих выступлениях и последующих дискуссиях они обсудили вопросы повышения роли «экономки знаний» и науки как главных факторов социально-экономического развития Петербурга, рассмотрели актуальные проблемы построения аттестации научно-педагогических кадров, внедрения инноваций в промышленность, раскрытия возможностей инженерного образования в интересах реального сектора экономики.

Особое внимание они обратили на подготовку инженеров, подчеркнув, что их обучение должно строиться на двух принципах – фундаментальной науке и практике. А самой профессии, которая во все времена считалась одной из самых важных и нужных, необходимо, считают они, вернуть прежний престиж.

Острую дискуссию вызвал вопрос о системе «бака­лавр-магистр». Подавляющее большинство специалистов уверены, что подготовить профессионального инженера за 4 года нереально, для этого нужно 5,5‑6 лет.

«Я хочу понять, если бакалавр построил мост, можно ли будет по нему ходить?» – поддержал коллег директор Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, академик РАН Виктор Ивантер. И подчеркнул: «Необходимо сохранить, особенно в Петербурге, инженерную специальность».

Участники дискуссии поддержали инициативу губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко о проведении в городе Инженерного форума. И разработали рекомендации, цель которых- формирование нового имиджа Петербурга, укрепление его лидерства среди других регионов страны и повышение конкурентных преимуществ нашего города на международном рынке.

В прошлом году из стен петербургских вузов вышло более 83 тыс. выпускников. Свыше 13 тыс. человек окончили средние профессиональные учебные заведения. При этом в Службе занятости Северной столицы состояло на учете всего 320 человек, большинство которых (245)  являлись выпускниками вузов.

(с) Петербургский дневник